Учитель - Логопед


Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

 Уважаемые родители! Лето – это пора отпусков и каникул, и , конечно, хочется отдохнуть за весь трудоемкий год… Но не стоит забывать и о делах, а в нашем случае – о занятиях! Чтобы Ваш ребенок не утерял приобретенные за год речевые навыки и умения, нужно поддерживать и по возможности развивать их. Для этого рекомендую выполнять летом:
          Артикуляционную гимнастику  перед зеркалом (общую и специальную - для каждой группы звуков свой комплекс).
–          Упражнения для развития речевого дыхания.
футбол 
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.
 
ветряная мельница 
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
 
снегопад 
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
 
листопад 
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
 
бабочка 
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
 
кораблик 
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
 
одуванчик 
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
 
шторм в стакане 
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
 
Техника выполнения упражнений: 
- воздух набирать через нос ;
- плечи не поднимать ;
- выдох должен быть длительным и плавным ;
- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению. 

–          Развивать мелкую моторику.
Для этого подойдет любой подручный или природный материал (крупа, орехи, шишки, камешки, фасоль, горох, макаронные изделия и т.д.): можно с его помощью выкладывать узоры, фигуры, цифры, буквы и даже целые слова…
Хорошо развивают моторику пальцев рук мозаика, пазлы, игры-вкладыши и, конечно, такие продуктивные виды работ, как лепка, конструирование. Не забываем про рисование карандашами, штриховку.
          Развивать слуховое и фонематическое восприятие.
Угадывать предметы, издающие различные звуки, определять направление звука (справа, слева и т.д.). Попросите ребенка назвать все предметы вокруг, которые начинаются на заданный звук, например, звук [м], заканчиваются этим звуком. Или наоборот, покажите любой предмет ребенку и попросите его назвать первый/последний звук этого слова, определить количество звуков, их последовательность (мак – 3 звука:[м], [а], [к]).
Гуляя на улице, можно совмещать приятное с полезным:
играя в игры, обогащать и активизировать словарный запас ребенка, расширять его кругозор, совершенствовать грамматический строй речи. Вот несколько игр с мячомна улице:
«Я знаю 5 названий …»
Ребенок и взрослый бросают мяч друг другу или отбивают мячом о землю, передавая его друг другу, проговаривая следующие слова: «Я знаю пять названий … (овощей, ягод, посуды и т.д.)». Затем по очереди называются пять овощей/ягоды/предметы посуды.
«Назови ласково».
Взрослый называет предмет и катит/ отбивает мячом о землю/ бросает мяч ребенку. Ребенок образует уменьшительную форму слова. Пример: платье – платьице, дерево – деревце, кукла – куколка и т.д.
«Скажи наоборот».
Называть слова- антонимы (противоположные по смыслу): лето – зима, добрый - злой, идет – стоит, близко – далеко и т.д.
«У кого кто?»
Ребенок называет детенышей животного.
Взрослый                                          Ребенок
Корова                                                 Теленок.
Овца                                                     Ягненок            и т.д.

-        Развивать самостоятельную связную речь ребенка.
Взрослый может попросить ребенка описать, например,  цветок или машину, задавая вопросы о цвете, форме, величине, частях, назначении предмета или сравнить 2 предмета (дерево и куст). 

Обязательно контролируем правильность произношения поставленных и автоматизированных звуков в самостоятельной речи ребенка! 
Больше читайте ребенку, рассказывайте ему и просто общайтесь с ним. Ведь он так этого ждет! 

Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, за­интересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело.  Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество! 






















Комментариев нет:

Отправить комментарий