Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
Уважаемые
родители! Лето – это пора отпусков и каникул, и , конечно, хочется отдохнуть за
весь трудоемкий год… Но не стоит забывать и о делах, а в нашем случае – о
занятиях! Чтобы Ваш ребенок не утерял приобретенные за год речевые навыки и
умения, нужно поддерживать и по возможности развивать их. Для этого рекомендую выполнять
летом:
–
Артикуляционную гимнастику перед зеркалом (общую и специальную - для каждой группы звуков свой комплекс).
–
Упражнения для развития
речевого дыхания.
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.
ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения упражнений:
- воздух набирать через нос ;- плечи не поднимать ;
- выдох должен быть длительным и плавным ;
- необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
–
Развивать мелкую моторику.
Для
этого подойдет любой подручный или природный материал (крупа, орехи, шишки,
камешки, фасоль, горох, макаронные изделия и т.д.): можно с его помощью
выкладывать узоры, фигуры, цифры, буквы и даже целые слова…
Хорошо
развивают моторику пальцев рук мозаика, пазлы, игры-вкладыши и, конечно, такие
продуктивные виды работ, как лепка, конструирование. Не забываем про рисование
карандашами, штриховку.
–
Развивать слуховое и
фонематическое восприятие.
Угадывать
предметы, издающие различные звуки, определять направление звука (справа, слева
и т.д.). Попросите ребенка назвать все предметы вокруг, которые начинаются на
заданный звук, например, звук [м], заканчиваются этим звуком. Или наоборот,
покажите любой предмет ребенку и попросите его назвать первый/последний звук
этого слова, определить количество звуков, их последовательность (мак – 3
звука:[м], [а], [к]).
Гуляя
на улице, можно совмещать приятное с полезным:
играя в
игры, обогащать
и активизировать словарный запас ребенка, расширять его кругозор, совершенствовать грамматический строй речи. Вот несколько игр с мячомна улице:
«Я знаю 5 названий …»
Ребенок
и взрослый бросают мяч друг другу или отбивают мячом о землю, передавая его
друг другу, проговаривая следующие слова: «Я знаю пять названий … (овощей,
ягод, посуды и т.д.)». Затем по очереди называются пять овощей/ягоды/предметы
посуды.
«Назови ласково».
Взрослый
называет предмет и катит/ отбивает мячом о землю/ бросает мяч ребенку. Ребенок
образует уменьшительную форму слова. Пример: платье – платьице, дерево –
деревце, кукла – куколка и т.д.
«Скажи наоборот».
Называть
слова- антонимы (противоположные по смыслу): лето – зима, добрый - злой, идет –
стоит, близко – далеко и т.д.
«У кого кто?»
Ребенок
называет детенышей животного.
Взрослый Ребенок
Корова Теленок.
Овца Ягненок и т.д.
- Развивать
самостоятельную связную речь ребенка.
Взрослый
может попросить ребенка описать, например, цветок или машину, задавая вопросы о цвете, форме,
величине, частях, назначении предмета или сравнить 2 предмета (дерево и куст).
Обязательно контролируем правильность произношения поставленных и автоматизированных звуков в самостоятельной речи ребенка!
Больше
читайте ребенку, рассказывайте ему и просто общайтесь с ним. Ведь он так этого
ждет!
Помните,
что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта,
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности
и участия родителей в коррекционной работе.
Наберитесь
терпения и не бросайте начатое дело. Даже если результат не будет виден
сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в
качество!
Комментариев нет:
Отправить комментарий