Целью нашей проектной
деятельности было развитие речевой
активности и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста; так как
в результате проведённой диагностики был выявлен ряд проблем, связанный
с речевым развитием детей: дети затруднялись устанавливать речевой контакт
со своими сверстниками и взрослыми, поддерживать беседу.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Бизина Т.А.
воспитатель высшей категории
МБДОУ № 416.
Изменившаяся современная
семья (финансовое и социальное расслоение, появление новейших технологий, более
широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы
взаимодействия с семьей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного
учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования
содержания форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем
развитии ребенка; уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Родителям нужно помочь понять, что детский сад только помощник в воспитании
ребенка и они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и отходить
от воспитательно-образовательного процесса.
В нашем дошкольном
учреждении реализуется план работы с родителями, опираясь на федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе
дошкольного образования и разработке ЧИППКРО.
Федеральные
государственные требования предлагают построение образовательного процесса в
соответствии с комплексно-тематическим принципом.
Работа в группе для детей
с тяжелым нарушением речи, опирается на комплексно-тематический принцип. Дети обучаются
в нашей группе два года. Поэтому работу с родителями мы начинаем с первого дня.
Первый этап роботы с родителями – знакомство друг с другом: педагогов с
родителями, родителей с группой. Используем разнообразные методы, позволяющие выстраивать
отношения с родителями. Работу с родителями начинаем с дня открытых дверей, где каждому родителю или группе родителей
показываем и рассказываем о каждом уголке группы.
Не отказались мы и от
такой традиционной формы работы с родителями, как родительское собрание. Однако проходит оно под девизом «Давайте
познакомимся!». Этими словами мы начинаем собрание. Каждый из педагогов, а это два
воспитателя, логопед и помощник воспитателя, коротко рассказывают о себе. Это
является первым мостиком доверия педагогов к родителям. Также мы знакомим с
образовательной программой, требованиями воспитательно-образовательного
процесса.
Затем родителям
предлагается заполнить «Социальный
паспорт», т.е. все данные о себе. Далее они заполняют анкету, где дают
сведения о ребенке, такие как:
- домашнее имя ребенка,
- во что он любит играть,
- нелюбимые блюда и
продукты,
- имеется ли домашнее
животное и т.д.
Заканчивается собрание чаепитием у
самовара.
Следующий
наш шаг в работе с родителями – активные методы взаимодействия. Такие как, «круглый стол» на тему «Комфортно ли вашему ребенку в группе?»
Здесь родители высказывают свои предложения, замечания, и мы сообща решаем
проблемные вопросы.
Таким образом, мы
начинаем завоевывать доверие родителей. Видя нашу искреннюю заботу о детях, и
родители начинают больше нам доверять.
Следующий этап работы с родителями – включение родителей в образовательный
процесс с обозначением проблем конкретного ребенка для совместной деятельности
по устранен6ию нарушений в развитии. На этом этапе индивидуально знакомим с
результатами комплексной диагностики, развитием и освоением общеобразовательной
программы; приглашаем на открытые занятия для ознакомления родителей с
достижениями и трудностями ребенка, наблюдение за его участием, активностью в ходе
занятия. Родители могли присутствовать при организации режимных моментов, где
знакомились с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса и
особенностями коррекционной работы с детьми.
На этом этапе можно говорить о
функционировании родительско - педагогического
сообщества, которое заинтересовано в оптимальном развитии ребенка.
Активному включению
родителей в образовательный процесс способствует реализация тематических
проектов. В течении года совместно с родителями и детьми были проведены проекты,
такие как «Осень-запасиха», «Наши друзья птицы», «Здравствуй, зимушка-зима»,
«Защитники отечества», «Весна шагает по планете», «Азбука безопасности»,
«Покорение космоса», «Кто как готовится к зиме».
Последний проект, который
проходил в нашем детском саду назывался «Страна волшебная здоровья». В нашей
группе по времени он был рассчитан на две недели. Первая неделя прошла по теме
«Здоровейка», вторая – «Быть здоровыми хотим».
Цель проекта:
·
пропаганда
здорового образа жизни,
·
вовлечение
родителей в образовательный процесс группы,
·
повышение
компетентности родителей в вопросах оздоровления детей в условиях семьи.
Родителей познакомили с
задачами, программой, мероприятиями по проекту.
Стремились к организации
интересных необычных мероприятий, чтобы увлечь детей и родителей тематикой
проекта. Родители вместе с детьми участвовали в конкурсе - развлечении
«Кулинарный поединок», где изготавливали разнообразные, оригинальные бутерброды
с использованием овощей и фруктов, украшали приготовленные блюда. Затем провели
фотовыставку лучших блюд.
Придумали конкурс только
для мам – «Волшебный цветок весенних рецептов». Весенним цветком была выбрана
ромашка. Мамы делились друг с другом рецептами весенних салатов, которые они
писали на лепестках ромашки.
Было проведено спортивно-развлекательное
мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», где дети и родители участвовали
в веселых эстафетах и спортивных конкурсах.
Родители оформили газеты
под названием «Наша семья за здоровый образ жизни», в которых поделились своим
жизненным опытом, достижениями в оздоровлении ребенка, лучшие моменты были
запечатлены на фотографиях.
Вместе с родителями
сделали подборку литературы по здоровому образу жизни. Они принесли, имеющуюся
у них литературу. Начался обмен литературой между родителями.
Итогом проекта «Страна
волшебная здоровье» для родителей и детей стало изготовление книжкек-самоделкок.
Такая форма работы научила взаимодействовать родителей и ребенка, а также
способствовала развитию у детей проектных умений.
Работа по каждому проекту
заканчивалось выпуском «журнала для родителей».
И конечно главный прием
взаимодействия с родителями – это доброжелательный тон, индивидуальный подход и
конечно сотрудничество.