Методическая копилка






Статья педагога.

Проектная деятельность  как  средство развития речевой активности и творчества у старших дошкольников

        Герасимова Н.В. - зам. зав. по УМР
                                                       высшей категории МБДОУ № 416,
                                                       Давлеткулова Ю.С.- воспитатель
                                               первой категории МБДОУ № 416
                                 
 Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является следующее: «Программа должна основываться на комплексно-тематическом  принципе построения образовательного процесса».     
Комплексно-тематический подход может представлять собой  реализацию ряда проектов. Каждый проект- это тема, которой объединены все виды деятельности детей. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний с использованием различных форм работы. Кроме того, открываются возможности в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей. 
Метод проектов позволил перейти от  традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Этот метод затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, а также является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашей проектной деятельности  было развитие речевой активности и речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста; так как в результате проведённой    диагностики был выявлен ряд проблем, связанный с речевым развитием детей:   дети затруднялись устанавливать речевой контакт со своими сверстниками и взрослыми, поддерживать беседу.


РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ СОВМЕСТНО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Бизина Т.А.
воспитатель высшей категории
МБДОУ № 416.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, появление новейших технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия с семьей. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка; уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Родителям нужно помочь понять, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и отходить от воспитательно-образовательного процесса.
В нашем дошкольном учреждении реализуется план работы с родителями, опираясь на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и разработке ЧИППКРО.
Федеральные государственные требования предлагают построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом.
Работа в группе для детей с тяжелым нарушением речи, опирается на комплексно-тематический принцип. Дети обучаются в нашей группе два года. Поэтому работу с родителями мы начинаем с первого дня.
Первый этап роботы с родителями – знакомство друг с другом: педагогов с родителями, родителей с группой. Используем разнообразные методы, позволяющие выстраивать отношения с родителями. Работу с родителями начинаем с дня открытых дверей, где каждому родителю или группе родителей показываем и рассказываем о каждом уголке группы.
Не отказались мы и от такой традиционной формы работы с родителями, как родительское собрание. Однако проходит оно под девизом «Давайте познакомимся!». Этими словами мы начинаем собрание. Каждый из педагогов, а это два воспитателя, логопед и помощник воспитателя, коротко рассказывают о себе. Это является первым мостиком доверия педагогов к родителям. Также мы знакомим с образовательной программой, требованиями воспитательно-образовательного процесса.
Затем родителям предлагается заполнить «Социальный паспорт», т.е. все данные о себе. Далее они заполняют анкету, где дают сведения о ребенке, такие как:
- домашнее имя ребенка,
- во что он любит играть,
- нелюбимые блюда и продукты,
- имеется ли домашнее животное и т.д.
Заканчивается собрание чаепитием у самовара.
         Следующий наш шаг в работе с родителями – активные методы взаимодействия. Такие как, «круглый стол» на тему «Комфортно ли вашему ребенку в группе?» Здесь родители высказывают свои предложения, замечания, и мы сообща решаем проблемные вопросы.
Таким образом, мы начинаем завоевывать доверие родителей. Видя нашу искреннюю заботу о детях, и родители начинают больше нам доверять.
Следующий этап работы с родителями – включение родителей в образовательный процесс с обозначением проблем конкретного ребенка для совместной деятельности по устранен6ию нарушений в развитии. На этом этапе индивидуально знакомим с результатами комплексной диагностики, развитием и освоением общеобразовательной программы; приглашаем на открытые занятия для ознакомления родителей с достижениями и трудностями ребенка, наблюдение за его участием, активностью в ходе занятия. Родители могли присутствовать при организации режимных моментов, где знакомились с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса и особенностями коррекционной работы с детьми.
На этом этапе можно говорить о функционировании родительско -  педагогического сообщества, которое заинтересовано в оптимальном развитии ребенка.
Активному включению родителей в образовательный процесс способствует реализация тематических проектов. В течении года совместно с родителями и детьми были проведены проекты, такие как «Осень-запасиха», «Наши друзья птицы», «Здравствуй, зимушка-зима», «Защитники отечества», «Весна шагает по планете», «Азбука безопасности», «Покорение космоса», «Кто как готовится к зиме».
Последний проект, который проходил в нашем детском саду назывался «Страна волшебная здоровья». В нашей группе по времени он был рассчитан на две недели. Первая неделя прошла по теме «Здоровейка», вторая – «Быть здоровыми хотим».
Цель проекта:
·        пропаганда здорового образа жизни,
·        вовлечение родителей в образовательный процесс группы,
·        повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей в условиях семьи.
Родителей познакомили с задачами, программой, мероприятиями по проекту.
Стремились к организации интересных необычных мероприятий, чтобы увлечь детей и родителей тематикой проекта. Родители вместе с детьми участвовали в конкурсе - развлечении «Кулинарный поединок», где изготавливали разнообразные, оригинальные бутерброды с использованием овощей и фруктов, украшали приготовленные блюда. Затем провели фотовыставку лучших блюд.
Придумали конкурс только для мам – «Волшебный цветок весенних рецептов». Весенним цветком была выбрана ромашка. Мамы делились друг с другом рецептами весенних салатов, которые они писали на лепестках ромашки.
Было проведено спортивно-развлекательное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», где дети и родители участвовали в веселых эстафетах и спортивных конкурсах.
Родители оформили газеты под названием «Наша семья за здоровый образ жизни», в которых поделились своим жизненным опытом, достижениями в оздоровлении ребенка, лучшие моменты были запечатлены на фотографиях.
Вместе с родителями сделали подборку литературы по здоровому образу жизни. Они принесли, имеющуюся у них литературу. Начался обмен литературой между родителями.
Итогом проекта «Страна волшебная здоровье» для родителей и детей стало изготовление книжкек-самоделкок. Такая форма работы научила  взаимодействовать родителей и ребенка, а также способствовала развитию у детей проектных умений.
Работа по каждому проекту заканчивалось выпуском «журнала для родителей».
И конечно главный прием взаимодействия с родителями – это доброжелательный тон, индивидуальный подход и конечно сотрудничество.